ЗОМБИ

558-94 (3)_1.jpg

Журнал "Зомби"

«Легенда отечественного рок-самиздата, один из самых загадочных андерграундных журналов, в авантюрной истории которого тесно переплелись нераскрытые тайны и вымысел, мифы и мутная реальность.
Многочисленные скандалы вокруг очередных выпусков “Зомби” делали его криминально знаменитым и вместе с тем — еще более недоступным. О “Зомби” немало говорилось в прессе, но сам журнал (в особенности ранние номера) практически никто не видел. Типичный “знакомый незнакомец”, судьба и рок которого неразрывно связаны с личностью его лидера и бессменного редактора Наталии “Кометы” Комаровой» (Цит.по: Кушнир, А. Золотое подполье. 1994. С. 102).


Впечатлившись выступлениями «Аквариума» и «Зоопарка» на II Ленинградском рок-фестивале, студентка филфака, а также ведущая московских дискотек Наталия Комарова занялась выпуском собственного журнала (первый номер вышел весной 1984 г.). Название «Зомби» было связано с увлечением Африкой («В тот момент под “зомби” понималось нечто неуловимое — то есть “несуществующий журнал о несуществующей музыке”»). Изначально «Зомби» выпускался в одном — единственном экземпляре. Акцент в журнале делался на «Зомби-сейшены» (акции, устроенные Комаровой, периодически заканчивались в милиции). Также рок-зин содержал рекламу групп-фаворитов «Зомби», скандальные материалы (чаще всего интервью и статьи из серии «секс и рок-н-ролл»). В приватных беседах редакция называла выпуск журнала «актом секс-ритуального характера» (см. рубрику Come Together с фото частей тела главного редактора). Острой критике в журнале подвергалось движение «Клуб самодеятельной песни», а также выступавшие в акустике А. Башлачёв и Ю. Шевчук, и металл («отрицательно влияет на пищеварение»). Почти весь публикуемый материал был связан прежде всего с «развлекательными рок-группами» (так, с № 7 журнал превратился в своеобразный фанзин группы «НИИ Косметики»).

 

В 1987 г. редактор журнала Владимир Марочкин покинул журнал, примкнул к московской рок-лаборатории (один из врагов «Зомби») и даже подписал донос на рок-подполье и свой же журнал, указав на его «антисоветскую линию». В ответ на последовавшую серию разгромных статей в «Комсомольской правде» советский андеграунд объединился вокруг «Зомби» и «Урлайта». В сложившихся обстоятельствах было решено выпустить № 12 типографским способом. Номер был отпечатан тиражом 50 000 экземпляров в типографии АгроНИИТЭИППа, но после того как директор типографии увидел постер группы «Водопады имени Вахтанга Кикабидзе» — «Сегодня ты играешь панк, а завтра будешь грабить банк», — приказал уничтожить тираж. Около 1000 экземпляров все же удалось спасти. В декабре 1988 г. Комарова устроила один из первых официальных рок-фестивалей в Москве — «СыРок» № 1. Однако постепенно от рок-тусовки она отошла. № 16 стал последним для «Зомби».

Журнал "Зомби". Иллюстрации.

В номерах опубликовано: «Шаги не туда. История дипломатии музыки рок и движения КСП» (№ 6; критика «Клуба самодеятельной песни» и акустических выступлений), «Разногласия в стане врага. Несколько выдержек из докладов на VII Всесоюзном съезде композиторов» (№ 6), рок-лабораторный донос (№ 9; текст и подписи), «Курсом на общественную реабилитацию» (№ 9; о новых группах, в т.ч. об «АукцЫоне» с канонической фотографией О. Гаркуши), «Информация о группе “Урфин Джюс”» (№ 9), «Черноголовка — центр Вселенной» (№ 10; о рок-фестивале «Подмосковные вечера»), о группе «Наутилус Помпилиус» (№ 10), «Нам всё пофигу: мы с покоса» (№ 10; о группе «Чайф»), «Свинья в Москве» (№ 10, 12), «Отчет о проведении фестиваля “Подольск-87”» (№ 11; дополнено коллажами с выступлений), «Слово о полку Водопадовом» (№ 12; о группе «Водопад имени Вахтанга Кикабидзе»), «Первый Сырок» (№ 13; фоторепортаж с фестиваля), заметка о группе «Агата Кристи» (№ 13), фоторепортаж с «СыРка-2» (№ 14), разбор текстов «Аквариума» (№ 14), фоторепортаж с концерта памяти Н. Махно (№ 14), «Олонгхо о Чолбоне» (№ 15; о якутской группе «Чолбон»).

ОСТРОЙ КРИТИКЕ В ЖУРНАЛЕ ПОДВЕРГАЛОСЬ ДВИЖЕНИЕ «КЛУБ САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ПЕСНИ», А ТАКЖЕ ВЫСТУПАВШИЕ В АКУСТИКЕ А. БАШЛАЧЁВ И Ю. ШЕВЧУК, И МЕТАЛЛ («ОТРИЦАТЕЛЬНО ВЛИЯЕТ НА ПИЩЕВАРЕНИЕ»).

Обложки № 9, 10, 11, 13–16 иллюстрируют статью в энциклопедии А. Кушнира «Золотое подполье» (1994).