ЗЕРКАЛО

Журнал "Зеркало" №№ 1-4

«…Центр бурления культурно-интеллектуальной жизни молодежной Москвы находился тогда в районе метро “Каширская”. Там, в одном из корпусов студгородка МИФИ уже в течение нескольких лет существовал клуб “синтеза искусств” имени Рокуэлла Кента. <…> Масло в огонь новой жизни подлил приход в стены “Рокуэлла Кента” самого Макаревича. <…> Однако желания — пусть и огромного — делать рок-журнал было недостаточно. <…> На полном безрыбье ситуацию в известной степени спас [Артемий] Троицкий, взваливший на себя роль шафера на свадьбе. К тому моменту он являлся чуть ли не единственным рокмэном Москвы, обладавшим немалыми журналистскими и организаторскими навыками одновременно. За его плечами были Черноголовка-78 и Тбилиси-80, публикации в “Ровеснике”, масса иногородних контактов и т. д. Неудивительно, что основой дебютного номера нового журнала “Зеркало” стала огромная статья Троицкого на пятнадцать страниц, посвященная “Машине времени”» (Цит.по: Кушнир, А. Золотое подполье. 1994. С. 79). Всего вышло 4 номера журнала. Дебютный выпуск появился в марте 1981 г. Обложку для него делал один из редакторов — Илья Кричевский (внук Ильи Ильфа). Журнал иллюстрировал художник, один из основателей сообщества «Самотека» Юрий Непахарев. Каждый номер строился вокруг образа главного героя: Макаревич и «Машина времени» (№ 1), «Аквариум» (№ 2), «Воскресенье» (№ 3), Сергей Рыженко и «Последний шанс» (№ 4). Постепенно именно создатели журнала «Зеркало» стали организаторами и «двигателями» московского рок-андеграунда. Выход журнала при клубе был запрещен после вмешательства КГБ.

Журнал "Зеркало". Иллюстрации.

В номерах опубликовано: А. Троицкий «”Машина времени” — путь в двенадцать лет» (№ 1; статья предназначалась для журнала «Клуб и художественная самодеятельность», но вышла с большими купюрами), тексты 13 песен группы «Машина времени» (№ 1), фрагмент интервью с Андреем Макаревичем на семинаре в клубе «Рокуэлла Кента» (№ 1), Б. Гребенщиков «Правдивая история «Аквариума»» (№ 2 + фото, предположительно, с выступлений в Москве осенью 1980 г., на заднем фоне виден Майк Науменко; первая публикация, написанная «по свежим следам»; в дальнейшем выходила в измененном виде), А. Троицкий «Ребята ловят свой кайф» (№ 2; об «Аквариуме»), В. Литовка «Воскресение “Воскресенья”» (№ 3), «Андрей Макаревич сегодня. Система песенных образов» (№ 3), стихи А. Макаревича (№ 3), С. Гурьев «Рок и диско» (№ 3), Д. Хармс «Рассказы» (№ 3), А. Филин «”Последний шанс”. Рассказ о группе» (№ 4), «У нас в гостях группа “Мухомор”» (№ 4; об арт-группе), стихи и «Повесть о страстном Нимфофиле и о несчастной Милонеге» Константина Звездочётова (№ 4), стихи Свена Гундлаха (№ 4).

ИЗ ИНТЕРВЬЮ А. МАКАРЕВИЧА (№ 1): «НАС КРИТИКУЮТ ЗА ПЕССИМИЗМ. НО ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО ПЕССИМИЗМ И ОПТИМИЗМ ПОНИМАЮТ ОДНОБОКО. МОЖЕТ БЫТЬ, ПЕСНЯ О ПЛОХИХ ВРЕМЕНАХ, НО ОНА ОПТИМИСТИЧНА — ПОТОМУ ЧТО ЭТИ ВРЕМЕНА ПРОЙДУТ».

Обложки номеров использовались в статье о журнале в энциклопедии А. Кушнира «Золотое подполье» (1994).

  • Instagram

Галерея и студия 30/7.  Москва, ул Петровка 30/7.

+7 499 404 1212

Посещение по предварительной договоренности