УРЛАЙТ

"Урлайт"

Журнал начал выходить в разгар антироковской кампании — дебютный номер увидел свет в марте 1985 г. «В данном контексте журнал изначально замышлялся как мини-модель будущего демократического общества, в котором “противоречивость высказываний (в различных статьях) считается нормальным явлением”, а диапазон взглядов может колебаться от “от чистого хиппизма и отрицания любых компромиссов до призывов делать коммерческую музыку и использовать любую возможность для выступлений и завоевывания широкой аудитории”. <…> Пожалуй, за всю историю рок-самиздата еще не было журнала, столь искусно законспирированного и засекреченного» (Цит.по: Кушнир, А. Золотое подполье. 1994. С. 112, 115).


Всего вышло 23 номера (последний — № 26). Название журнала было заимствовано из песни группы «ДК» «Москва Кабацкая» — слияние слов «урла» и «all right». Подготовкой издания одно время занимались бывшие редакторы журнала «Зеркало». На раннем этапе «Урлайт» не тиражировался, а для распространения изготавливалась матрица, с которой делали несколько первых копий (зачастую фотографии, которые хранились в пакетах из-под молока) — их раздавали людям для размножения, а матрицу уничтожали. Для конспирации соблюдалось строжайшее правило: каждый участник журнала должен был знать не более двух сотрудников. Статьи печатались на разных машинках и часто выходили без подписи, а псевдонимы ни разу не повторялись. Практиковалось также написание статей на английском с последующим перевод на русский. Несмотря на все меры предосторожности журнал в конце концов попал в КГБ, но никаких санкций не последовало.

Журнал "Урлайт", иллюстрации

№ 2 считается большим раритетом и выделяется своим «грамотным энциклопедическим исследованием буквально всех разновидностей новой волны» (от романтиков и ска до постпанка и рэгги). Вообще журнал известен прежде всего пропагандой групп новой волны «национального рока» — течение, объединяющее группы «ДДТ», «ДК», «Облачный край», Ю. Лозу, А. Башлачёва и др. Примечательно, что именно в «Урлайте» впервые было досконально проанализировано творчество еще мало кому известного А. Башлачёва. Кроме того, редколлегия «Урлайта» в ноябре 1988 г. организовала в Лужниках концерт памяти поэта.

 

№ 10 оформил художник Александр Волков, которого с редактором журнала И. Смирновым познакомил Ю. Шевчук. Именно этот номер стал первым выпуском журнала, в котором присутствовал профессиональный макет, а также фотографии, сделанные скрытой камерой на фестивале «Ёлка-86» и квартирнике Силя-Змиевский-Майк-Кинчев-Башлачев. После ухода Волкова в армию «Урлайт» вернулся к сугубо текстовому формату. 

ЖУРНАЛ ИЗВЕСТЕН ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПРОПАГАНДОЙ ГРУПП НОВОЙ ВОЛНЫ «НАЦИОНАЛЬНОГО РОКА» — ТЕЧЕНИЕ, ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ ГРУППЫ «ДДТ», «ДК», «ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ», Ю. ЛОЗУ, А. БАШЛАЧЁВА И ДР. 

В журнале продолжалась «зеркальная» традиция писать о выдуманных группах («Золотая осень» и «Розовые двустволки»), а также публиковалась максимально законспирированная информация о подпольных концертах (фамилии музыкантов, даты и места были исковерканы до неузнаваемости). Делалось это в том числе по причине конфронтации с московской рок-лабораторией (по сути, подструктура городского Управления культуры, срывавшая подпольные концерты «Зомби» и «Урлайта»). В ответ на провокационные статьи «Урлайта»(№ 14 вышел даже под названим «Рок-бюллетень Московской городской лаборатории рок-музыки») в начале 1987 г. рок-лаборатория отправила донос в городской комитет партии и выпустила серию антисамиздатовских статей в «Комсомольской правде». Кроме того, был «свинчен» концерт групп «НАТЕ!» и «НИИ Косметики» в Измайлово. Следствием стала остановка в выпуске журнала. Так, № 17 о фестивале «Черноголовка-87» был подготовлен, но не распространялся и остался в виде макета.

 

Постепенно давление на андеграунд слабело, редакция занялась устройством концертов и фестивалей, а журнал прекратил свою деятельность. Новая редакция собралась весной 1988 г., и рок-зин снова стал выпускаться под несколько видоизмененным названием «УР лайт» («свет из помойки»). Было решено ввести профессиональный дизайн и увеличить тираж. Вернувшийся из армии Волков создал уникальный узнаваемый образ журнала. По его инициативе в «УР лайте» появилась рубрика «Вернисаж», в которой демонстрировались работы И. Сергеева, Д. Врубеля, Ю. Непахарева. № 20 был отдан авангардистам — Пригов, Кибиров, Рубинштейн.

 

Содержание «УР лайта» также изменилось — кроме рок-статей в журнале стали публиковать социальные и политические очерки. № 23 был посвящен эпохальному концерту памяти А. Башлачёва и вышел тиражом 25 000 экземпляров в Таллинской типографии. Однако тираж был арестован и редакции удалось спасти только несколько тысяч экземпляров, которые распространялись в том числе на периферии и вызвали большой резонанс. К сожалению, непростая ситуация в стране и конфликты внутри редакции привели к расколу. В середине сентября 1989 г. И. Смирнов выходит из состава редакции и «забирает с собой название», а оставшиеся участники начинают издавать журнал «Контр Культ Ур’(лайт)а». Вскоре Смирнов выпускает уже далекий от рока и рок-эстетики «Урлайт № 7» (через два года был отпечатан в Риге тиражом 10 000 экз.; не путать с № 7 1986 г.). После подготовки макета последнего № 8 (26) редакция перестает функционировать, а отпечатанный в 1991 г. в казахской типографии тираж был арестован (позднее его удалось все-таки заполучить).


В журнале опубликовано: «Подросток над ростком рока» (№ 2; о выступлениях «Аквариума», «Алисы» и «Кино» на смотр-конкурсе ленинградских самодеятельных рок-групп в марте 1985 г.), «Новые лица» (№ 3; одно из первых исследований об А. Башлачёве), «Немного о ДДТ и о рок-музыке вообще» (№ 3), «Безрыбье “Кино” и рок-этика» (№ 3; критика «Кино»), «Русский рок-84» (№ 3; обзор на практически все подпольные магнитоальбомы), заметка о международном благотворительном фестивале Live Aid (№ 3), «Welcome to the Machine» (№ 4; статья против московской рок-лаборатории), «Deep Purple by Сева Nовгородцев, BBC» (№ 5, 11, 16; история группы от рок-журналиста русской службы Би-би-си), «Интервью с лидером группы “Звуки Му” Петром Мамоновым» (№ 7), «Возвращение: Б.Г. в подземелье УрЛайта» (№ 7, 1991), «СОВ-ы Д.А. Пригова» (№ 7, 1991), «Вот он, Джонни!» (№ 7, 1991; о фронтмене Sex Pistols Джоне Лайдоне), «Звездный час 31-го отдела» (№ 10; о фестивале «Ёлка-86»), проект Устава московского рок-клуба (№ 10), «Сказка про весёлых кастратов» (№ 11; против рок-лаборатории), «Интервью с руководительницей ансамбля Розовые двустволки Аней К.-К.» (№ 12; выдуманная лесбийская группа), «АРТАРТ в натуре» (№ 12; о выставке «квартирного искусства»), «Письмо в редакцию» (№ 14; о возрождении «Браво»), «Головокружение от успехов» (№ 17; о фестивале «Черноголовка-87» с оригинальными фотографиями Ю. Шевчука и Nautilus Pompilius), «Операция “СИЛЕН”. Часть I» (№ 17; история группы «ДК»), «Святых на Руси только знай выноси» (№ 19; памяти А. Башлачёва + стихи поэта), «Врубель об авангарде» (№ 20; размышления художника Дмитрия Врубеля), стихи Д. Пригова и интервью с ним (№ 20), «КЭТС в Москве» (№ 20), рок-лабораторный донос (№ 21, текст + подписи), «Перед вами дети, утка…» (№ 21; о публикации повести В. Кунина «Интердевочка»), стихи и проза Олега Григорьева (№ 22), «Рок+Рок=”Рок”» (№ 22; о фильме А. Учителя), о концерте памяти А. Башлачёва (№ 23), «СыРок» (№ 23; о фестивале), интервью с Е. Летовым «Одиночки опаснее для социума, чем целое движение» (№ 23).


Обложки № 1 (в коллекции сохранена только обложка), 3, 7, 10, 19-23 иллюстрируют статью о журнале в энциклопедии А. Кушнира «Золотое подполье» (1994).