СМОРЧОК

Журнал "Сморчок" №№ 1-4

«Квазикультурологический журнал новой формации, основанный весной 85 года лидером “ДК” Сергеем Жариковым. <…> “Жить хотелось веселее”, поэтому одним из главных принципов построения номеров был критерий “совмещения противоречивых оценочных категорий, взаимоотрицающих стилей, форм и жанров”. <…> Постоянные джазовые обзоры пересекались с буднями группы “ДК”, авангардистские материалы весело соседствовали со статьями людей из общества “Память”, классики-философы публиковались рядом с мифическими репортажами, подписанными фамилиями тех же самых философов» (Цит. по: Кушнир, А. Золотое подполье. 1994. С. 98–101). Авторы выдумывали не только переводы из зарубежных журналов, но и брали «интервью» у несуществующих поэтов, публиковали выдуманные письма читателей и др. (по сути, это была «пародия на пародию»). Зачастую журнал полемизировал с «УР лайтом», а также выступал против московской рок-лаборатории (традиционно) и ленинградского рок-клуба (больше всего досталось, конечно, Гребенщикову). Рок-музыканты «Сморчок» не любили, и с изданием сотрудничали только участники «Ночного проспекта», Сергей Летов и Сергей Курёхин. Как и «УР лайт», «Сморчок» распространялся через пересъемку макета, причем пленки не дарились, а продавались по себестоимости. Именно поэтому «Сморчок» наряду с «Зомби» считается одним из самых редких рок-самиздатов. Для конспирации Жариков использовал крайне запутанную нумерацию (в итоге сам запутался в ней). Разочаровавшись в демократии, Жариков переходит в московскую рок-лабораторию и даже подписывает печально известный донос в МГК КПСС.

Журнал "Сморчок". Иллюстрации.

В журнале опубликовано: «Сергей Летов — отец русского музыкального авангарда» (№ 1), заметка об А. Башлачёве (№ 1), интервью с А. Борисовым и И. Соколовским из группы «Ночной проспект» (№ 2), С. Летов «Рок в оппозиции» (№ 2), фотокопии иллюстраций магнитоальбома «ДК» «ДМБ-85» (№ 2), «Основные направления развития советского джаза на период до 2022 года» (№ 4), «ДК’dance» (№ 5; о группе «ДК»), сатирическое эссе о Б. Гребенщикове (№ 5), о ленинградском концерте «Браво» (№ 6), «Серия об английском регги-рок-трио № 1 “Police”» (№ 9), «Опавшие листья» (№ 10; об организации рок-лаборатории), «Детская болезнь левизны в рок-поэзии» (№ 10; о группе «ДДТ»), «Дао Борисовна под знаком пяти колец и двух треугольников» (№ 11; московский взгляд на питерский рок), статьи о немецкой панк-рок певице Нине Хаген (№ 13), заметка о Фрэнке Заппе (№ 13), о Led Zeppelin (№ 13).

ИЗ № 2: «БАШЛАЧЁВ И КИНЧЕВ НЕДАВНО ПОБЫВАЛИ В ГОСТЯХ У АЛЛЫ ПУГАЧЁВОЙ В ЕЕ КВАРТИРЕ. ЧЕРЕЗ ДЕНЬ БАШЛАЧЁВ И КИНЧЕВ УСТРОИЛИ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЮ ПОД ДЕВИЗОМ “ИСКУССТВО ПРИНАДЛЕЖИТ НАРОДУ”. “ВО ТЕТКА!” — ГОВОРИЛИ ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ВСЛУХ ОНИ И ПОДНИМАЛИ ОДНОВРЕМЕННО С ЭТИМ ВВЕРХ БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ».

Обложка № 10 иллюстрирует статью о журнале в энциклопедии А. Кушнира «Золотое подполье» (1994).

  • Instagram

Галерея и студия 30/7.  Москва, ул Петровка 30/7.

+7 499 404 1212

Посещение по предварительной договоренности